ОБЗОР правоприменительной практики надзорной деятельности за специализированными видами работ за 2017 год

Настоящий обзор правоприменительной практики (далее — обзор) надзорной деятельности отдела по надзору за строительством (далее — отдел) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7,

Обзор подготовлен за январь — декабрь 2017 года по результатам надзорной деятельности в сфере осуществления регионального государственного строительного надзора.

Общие положения

Региональный государственный строительный надзор на территории Республики Бурятия организован в соответствии с требованиями ст. 7 и ст. 54 Федерального закона от 28.12.2004 года №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Положение «О Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора» утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 года № 460, в соответствии, с которым, Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:

— Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;

—  Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

— Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»;

— Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

-Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 № 782 «Об утверждении технического регламента безопасности лифтов»;

— Руководящего документа РД-11-02-2006 «Об утверждении и введении в действие требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», утвержденный  приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1128 от 26.12.2006;

— Руководящего документа РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1129 от 26.12.2006;

— Руководящего документа РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 7 от 12.01.2007;

— Приказа Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства».

— Постановления Правительства российской Федерации от30 декабря 2011года № 1225 « О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»

Проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление регионального государственного строительного надзора, показал, что  законодательные и разработанные подзаконные акты обеспечивают все необходимые требования при проведении регионального государственного строительного надзора. Имеющаяся нормативно-правовая база в области регионального  государственного строительного надзора достаточна, объективна и доступна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления взаимодействия участников строительства с органом регионального государственного строительного надзора. Признаки коррупциогенности  при проводимых проверках отсутствуют.

Отдел в соответствии с Положением о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 № 460, является структурным подразделением органа исполнительной власти, осуществляющим функции регионального государственного строительного надзора.

В рамках осуществления данных полномочий отдел осуществляет:

предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее — подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации;

В январе — декабре 2017 года отделом проведено 161 плановых проверок, согласно составленным программам проверок. Составлено и выдано  67 предписаний. Всего было проведено 174  внеплановых проверок .

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения надзорных мероприятий, являются:

63% — отступления от требований проект организации строительства;

46% — несвоевременное предоставление исполнительной документации;

28% — нарушения технологий производства строительно-монтажных работ.

В ходе проведения надзорных мероприятий отделом по фактам выявленных нарушений за отчетный период  возбуждено 15 административных дела из них:  за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства по статье 9.4 КоАП РФ  – 7 протокол;  по статьям в области правонарушений против порядка управления (19.4, 19.5, 19.7 КоАП РФ) было возбуждено 8 административных дел. По всем выявленным нарушениям в течение 2017 года  на нарушителей  градостроительного законодательства было наложено штрафных санкций на сумму 385 000 рублей.

Раздел I

Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных

требований, выявленных в ходе проведения проверок

В январе — декабря 2017 года отделом в ходе осуществления надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.

  1. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими функции застройщиков, технических заказчиков, подрядчиков:
  2. типичные нарушения обязательных требований:

— слабое знание законодательства участниками строительного процесса сказывается на несвоевременной подачи извещений о начале строительства, извещений об окончании сроков работ подлежащих проверке, извещений об устранении выявленных нарушений, уведомлений о приостановке и возобновления строительных работ на объектах капитального строительства.

— не качественное исполнение работ по монтажу  общеобменной вентиляции;

-не качественный монтаж и незнании требований к монтажу канализационной системы;

— несвоевременное и неполное представление участниками строительства информации запрашиваемой Госстройжилнадзором, приводит к тому, что приходится направлять повторные запросы, привлекать другие органы государственной власти, что соответственно отнимает время и создает излишний документооборот;

— при организации административного делопроизводства определенную трудность представляет то, что участники строительного процесса прибывают на проверки без документов, определяющих полномочия должностных лиц, без доверенностей и документов, определяющих личность, не установлено законодательно предоставление уставов организаций, также отсутствует механизм отслеживания внесения изменений в уставы организаций, смены руководителей организаций. На сайтах саморегулируемых организаций информация о членах актуализируется несвоевременно.

— проведение проверок качества и складирования применяемых строительных материалов в процессе строительства, показали проблемные вопросы связанные с отдаленностью объектов капитального строительства строящихся на территории РБ от основных организаций по производству строительных материалов и баз обеспечения расположенных как правило в г.Улан-Удэ, так как при доставке нарушаются правила транспортирования строительных материалов.

— при внесении записей о проведенной проверке не редко выясняется, что в большинстве случаях на строительных площадках отсутствуют журналы учета проверок.

— не соблюдаются требования по обеспечению противопожарным водоснабжением объекта перед началом строительства.

— не соблюдается требования и порядок внесения изменений в проектную документацию;

— при разработке рабочей документации допускаются отступления от проектной документации, прошедшей экспертизу.

  1. Меры, принимаемые отделом, для их устранения:

 — выдача предписаний об устранении нарушений законодательства; — направление разъяснительных писем заинтересованным участникам строительства; — применение мер административного воздействия; — направление информационных писем в органы государственной, муниципальной власти и правоохранительные органы для принятия правового решения в рамках полномочий.

Следует  также отметить, что строительные организации стали более требовательно относится к выполнению работ и к соблюдению требований технических регламентов, норм и правил.

Раздел II

Анализ и оценка эффективности деятельности отдела

Анализ и оценка эффективности деятельности отдела проводится ежегодно при составлении годового доклада о результатах и основных направлениях деятельности Госстройжилнадзора, а также раз в полугодие при составлении статистического отчета по форме №1-контроль и отчета в Прокуратуру РБ, ежемесячно при составлении отчета о результатах деятельности.

Количество выданных предписаний – 67.

Количество выявленных нарушений в ходе осуществления надзорных функций составило 2134, в 2016 году 2321.

Количество назначенных административных наказаний — 15 за 2016 год -6.

Сумма наложенных штрафов составила – 385 00 рублей, в 2016 году 200 тыс. рублей.

Результатом проводимой разъяснительной работы, а также доступности  для всех участников строительства ознакомления с нормативными правовыми документами и требованиями, предъявляемыми к заполнению документов, на официальном сайте Госстройжилнадзора, стала более качественная подготовка исполнительной документации, своевременное извещение Госстройжилнадзора о завершении этапов работ, обязательных к проверке. Специалистами отдела за отчетный период было проведено 161 плановых проверок, запланированных программами проверок по поднадзорным объектам. За отчетный период, как и в 2016 году внеплановых проверок по фактам нарушений обязательных требований, которые повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, отделом не проводилось ввиду отсутствия таких фактов.

Материалы проверок в правоохранительные органы отделом не передавались ввиду отсутствия оснований.

Согласований внеплановых проверок, в прокуратуру РБ не направлялось ввиду отсутствия оснований.

Отделом не допущено нарушений требований законодательства о порядке проведения проверок.

Как показывает сравнительный анализ результатов работы за предыдущие годы  показатели эффективности и результативности осуществления функций по надзору  в отделе остаются на уровне предыдущих лет. На это указывают следующие показатели: отсутствие жалоб и нареканий на действия должностных лиц осуществляющих надзорные функции; своевременное и качественное выполнение мероприятий, утвержденных планами работы отдела; предоставление в установленные сроки предусмотренной отчетности, подготовка ответов на запросы, письма, заявления; соблюдение сроков прохождения документов; своевременное составление по результатам проверок актов и протоколов; своевременное и качественное  выполнение должностных обязанностей в соответствии с заданными объемами и сроками исполнения; повышение уровня знаний нормативных документов применительно к своим должностным обязанностям;

Раздел III

Выводы и предложения по результатам государственного надзора

Задачи, которые ставятся на 2018 год перед отделом связаны с профилактикой и уменьшением количества нарушений на объектах капитального строительства на всех этапах строительства, вплоть до ввода объекта в эксплуатацию, а также решение вопросов связанных с повышением энергетической эффективности сдаваемого в республике жилья и повышение качества применяемых строительных материалов. Для этого необходимо своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения. При этом  согласно руководящим документам обязательным для исполнения в частности: п.,20,21,22 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора…» утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года №1129 предусмотрено проведение проверок сопряженных с проведением органом государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. В части совершенствования нормативного правового регулирования регионального государственного строительного надзора есть следующие предложения:

Внести изменения в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в части наделения надзорных органов полномочием о временном приостановлении деятельности при строительстве объекта капитального строительства, при выдаче предписания об устранении выявленных в ходе строительства, реконструкции нарушений затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. А также определить временной период для такого приостановления.

Предложение обусловлено тем, что в настоящее время формы статистической отчетности разработаны таким образом, где проверки осуществляются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с составлением ежегодных планов проверок и т.д. При этом  отражение в таких формах отчетности, в частности, при осуществлении государственного строительного надзора, сведений, будут носить искаженный характер. Поскольку предметом надзора в данном случае является не деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а объект капитального строительства.