ОБЗОР правоприменительной практики по жилищному надзору лицензионному контролю

Настоящий обзор правоприменительной практики надзорной деятельности  жилищному надзору и лицензионному контролю деятельности по управлению многоквартирными домами подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7,

Обзор подготовлен за январь — декабрь 2017 года по результатам надзорной деятельности в жилищной сфере.

Общие положения

Региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Бурятия организован в соответствии с требованиями ст. 20 и главы 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации».

Положение «О Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора» утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 года № 460, в соответствии с которым Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами.

Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора (далее — Госстройжилнадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор в сфере использования и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдения правил содержания и использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также соответствия жилых помещений, их использования и содержания, предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства, создания и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также осуществляющей лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Госстройжилнадзор при осуществлении регионального государственного жилищного надзора проверяет соблюдение юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности в жилищной сфере обязательных требований, установленных следующими нормативными правовыми актами:

   —  Жилищным кодексом Российской Федерации;

   — Федеральным законом от 23.11. 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

   — Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

   — Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

   — Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

   — Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

   — постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

   — постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

   — постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

   — постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;

   — постановлением Правительства РБ от 21.09.2015 N 460 «Об утверждении Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора»;

   — постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

    — постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре»;

    — постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»

    — постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

    — постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

   — другими нормативными документами (СанПиН, СНиП и прочими).

    -Законом Республики Бурятия от 14.11.2012 № 3013-IV «О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор»;

    — Законом Республики Бурятия от 25.11.2016 № 2157-V «О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля»;

    — постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 № 424 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия»;

   — Законом Республики Бурятия от 14.11.2013 № 53-V «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия»;

    — Законом Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-IV «Об административных правонарушениях»;

    — Указом Президента РБ от 07.08.2007 № 486 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия»;

         — постановлением Правительства РБ от 14.08.2013 № 440 «Об утверждении Положения об эксперте в жилищной и коммунальной сферах Республики Бурятия»;

    —  постановлением Правительства РБ от 27.12.2013 № 730 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Бурятия».

В соответствии с  постановлением Правительства Республики Бурятия  постановлением Правительства РБ от 21.09.2015 № 460 Госстройжилнадзор осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль.

Госстройжилнадзор планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования в городах и других населенных пунктах на территории Республики Бурятия.

В г. Улан-Удэ функции по жилищному надзору и лицензионному контролю осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», наделенный в соответствии с Законом Республики Бурятия от 25.11.2016 № 2157-V «О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» следующими государственными полномочиями:

1) по организации и осуществлению государственного жилищного надзора:

проведение проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением требований:

к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а также по фактам нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, за заключением и исполнением договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений;

к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

к порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

к формированию фондов капитального ремонта, за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

к применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

к созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

Раздел I

Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных

требований, выявленных в ходе проведения проверок

Общая площадь жилого фонда Республики Бурятия по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия составляет 21389 тыс.кв.м., из нее в многоквартирных жилых домах 12250,7 тыс.кв.м.

Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора совместно с МО ГО «Город Улан-Удэ»,  в целях контроля за выполнением всеми участниками жилищных отношений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, реализации комплекса мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2017 год обследовано 6402,45 тыс.м2 жилищного фонда республики, в том числе по плановым проверкам 37,9 тыс.м2 .

Всего проведено 2023 проверок, в ходе которых на 31 декабря 2017 года выявлено 1561 нарушений, в том числе:

689 – нарушений правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда;

74- нарушения правил пользования жилыми помещениями;

93 нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами;

129 — правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

43 — требований стандарта раскрытия информации;

438- порядка расчёта внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

По выявленным нарушениям, управляющим и обслуживающим организациям, собственникам и иным организациям выдано 2911 исполнительных документов, в том числе 1927 актов проведенных проверок, 871 предписание об устранении выявленных нарушений, составлено 113 протоколов об административных правонарушениях.

Рассмотрено 84 административных дела, предъявлено штрафных санкций на сумму 436 тыс. рублей, из них оплачено 174,5 тыс. рублей, за 2015-2016 года получено 683 тыс. рублей.

В судебном порядке предъявлено штрафов на сумму 807,9 тыс.рублей.

Рассмотрено 4514 письменных обращений граждан.

Раздел II

Деятельность по лицензированию, иная деятельность

Госстройжилнадзора в сфере жилищного законодательства

За период с 01.05.2015 по 31.12.2017 г предоставлено 172 лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Управляют многоквартирными домами – 97 управляющих организаций.

Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих управление МКД.

Мероприятия по лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами положительно повлияли на улучшение качества управления многоквартирными домами. Управляющие организации активнее работают с собственниками МКД, органы местного самоуправления включились в работу по созданию Советов МКД и организации открытых конкурсов по отбору управляющих организаций.

Осуществляется ведение Реестра уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов.

Приняли участие в работе комиссии по приему 143 домов после проведения капитального ремонта.

Обследовано 90 жилых помещений на предмет пригодности к проживанию, по проведенным обследованиям акты направлены на рассмотрение в межведомственных комиссии.

Организована работа по контролю подготовки к прохождению отопительного сезона 2017-2018гг.

Сформирован Общественный совет при Госстройжилнадзоре.

В составе лицензионной комиссии Республики Бурятия по лицензированию деятельности управления многоквартирными домами одна треть представлена членами различных общественных организаций республики.

Информация обо всех проведенных надзорных и контрольных мероприятиях размещается в сети Интернет на официальном сайте Службы, в информационной системе ГИС ЖКХ.

Специалистами Службы за  2017 год осуществлены выезды в п. Выдрино, п. Джида, п. Таловка,  п. Ильинка, п. Баргузин, п. Усть-Баргузин, п. Новокижингинск, п. Кижинга, г. Северобайкальск, п. Нижнеангарск, п. Таксимо, п. Северомуйск, п. Каменск, г. Закаменск, п. Селендума, проведены встречи с населением муниципальных образований на которых сообщены результаты проводимых надзорных мероприятий.

На сайте Госстройжилнадзора размещена информация о результатах проведенных надзорных и контрольных мероприятий, а также информация по актуальным темам, проведено два брифинга, размещено 57 публикаций, даны три интервью на актуальную тему.

Принято участие в работе приемочных комиссий по капитальному ремонту, всего осмотрено 98 МКД, осмотрены 61 МКД, в Северных районах, введенных в эксплуатацию в 2016-2017 гг., дана оценка 79 жилым домам на предмет пригодности к проживанию, акты направлены на рассмотрение в межведомственных комиссии. Всего при проведении ненадзорных мероприятий осмотрено 335 домов.

В 2017 году внесены изменения в положения об органе, утвержденном постановлением Правительства РБ от 21.09.2015 № 460, предусматривающие реализацию профилактических мероприятий, без взаимодействия с юридическим лицом. Актуализированы административные регламенты. Были выданы более 44 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований жилищного законодательства, по 35 наступил срок исполнения, 13 исполнено, по 22 предостережения не исполнены, назначены надзорные мероприятия.

На сайте Госстройжилнадзора размещены нормативно-правовые акты, содержащие требования строительного и жилищного законодательства. НПА постоянно актуализируются. Закреплена персональная ответственность за своевременную актуализацию данных на сайте за начальниками отделов.

План плановых проверок на 2018 год разработан с учетом критериев риск -ориентированного подхода, сами критерии  Правительством РФ еще не утверждены. План разработан на основе проекта постановления.

Разработаны  чек-листы  для применения при проведении плановых проверок. Данная работа еще окончательно не завершена, работа над актуализацией чек-листов будет проводится на постоянной основе.

Разработан порядок и методика оценки результативности и эффективности надзорной деятельности органа. Ведется работа над автоматизацией контрольно-надзорной деятельности, позволяющие:

— вести учет подконтрольных субъектов (объектов);

— обеспечить информатизацию процессов оценки эффективности и результативности деятельности органов регионального государственного контроля (надзора), в том числе динамическое наблюдение за установленными показателями эффективности и результативности;

— обеспечить возможность межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями части 8 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (раздел 6 «Информационное обеспечение контрольно-надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации»).

Планируется внедрение комплексных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций в Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора.

В рамках межведомственного взаимодействия при проведении жилищного надзора и лицензионного контроля осуществляется тесное взаимодействие с МВД РФ по РБ, ФНС РФ по РБ, Пенсионным фондом по РБ, ФГБУ «ФПК Россреестр» по РБ.

Раздел III

Выводы и предложения по результатам государственного надзора

В целях обеспечения государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за исполнением жилищного законодательства Госстройжилнадзор продолжит осуществлять тесное взаимодействие с органами Прокуратуры республики, органами местного самоуправления, иными надзорными органами.

Согласно Закону Республики Бурятия от 25 ноября 2016 года МО ГО «город Улан-Удэ» наделен полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории г. Улан-Удэ. Таким образом, усилия Госстройжилнадзора по надзору за жилищным законодательством с 2017 года сосредоточены в районах республики. Госстройжилнадзор тесно взаимодействует с Управлением муниципальной жилищной инспекцией г. Улан-Удэ по переданным полномочиям, осуществляет консультативная деятельность, административное производство по материалам проверок УМЖИ г. Улан-Удэ.

Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Республики Бурятия составлен план проведения проверок на 2018 год с применением риск-ориентированного подхода, предусматривающий проведение проверок в отношении 6 юридических лиц (лицензионный контроль в отношении 3 управляющих организаций и жилищный надзор в отношении 3 товариществ собственников жилья), внедрены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

На 2018 год Госстройжилнадзору установлены следующие индикаторы:

— соотношение фактически проведенных плановых проверок к количеству проверок, предусмотренных планом проведения плановых проверок в отчетном периоде, в процентах – 100%;

— соотношение рассмотренных дел об административных правонарушениях к количеству возбужденных административных дел в отчетном периоде, в процентах – 100%;

Для этих целей запланированы следующие мероприятия:

выявление нарушений жилищного законодательства путем проведения плановых проверок в виде выездных проверок и (или) документарных проверок в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок;

выявление нарушений жилищного законодательства путем проведения внеплановых проверок в виде выездных проверок и (или) документарных проверок по обращениям (заявлениям) граждан, органов исполнительной власти, надзорных органов.

Осуществление и обеспечение административного производства.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включающие в себя осмотры жилищного фонда, мониторинг информационных систем в сети Интернет ГИС ЖКХ, РеформаЖКХ.

Взаимодействие с уполномоченными органами муниципального жилищного контроля.

Обобщение и анализ информации по результатам деятельности Госстройжилнадзора, ведение базы данных по состоянию подконтрольных объектов.