Информация о проделанной работе за 2017 год

Информация о проделанной работе в области государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами, строительного надзора, государственного контроля (надзора) за долевым строительством многоквартирных домов и иных объектов недвижимости за 2017 год и задачи на 2018 год по сферам надзора.

Государственный жилищный надзор и лицензионный контроль:

Общая площадь жилого фонда Республики Бурятия по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия составляет 21389 тыс.кв.м., из нее в многоквартирных жилых домах 12250,7 тыс.кв.м.

Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора совместно с МО ГО «Город Улан-Удэ»,  в целях контроля за выполнением всеми участниками жилищных отношений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, реализации комплекса мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2017 год обследовано 6402,45 тыс.м2 жилищного фонда республики, в том числе по плановым проверкам 37,9 тыс.м.

Всего проведено 2023 проверок, в ходе которых на 31 декабря 2017 года выявлено 1561 нарушений, в том числе 689 – нарушений правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда, 74- нарушения правил пользования жилыми помещениями, 93 нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, 129 — правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, 43 — требований стандарта раскрытия информации, 438- порядка расчёта внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

По выявленным нарушениям, управляющим и обслуживающим организациям, собственникам и иным организациям выдано 2911 исполнительных документов, в том числе 1927 актов проведенных проверок, 871 предписания об устранении выявленных нарушений, составлено 113 протоколов об административных правонарушениях.

Рассмотрено 84 административных дела, предъявлено штрафных санкций на сумму 436 тыс. рублей, из них оплачено 174,5 тыс. рублей, за 2015-2016 года получено 683 тыс. рублей.

В судебном порядке предъявлено штрафов на сумму 807,9 тыс.рублей.

Рассмотрено 4514 письменных обращений граждан.

За период с 01.05.2015 по 31.12.2017 г предоставлено 172 лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Управляют многоквартирными домами – 97 управляющая организация.

Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих управление МКД.

Мероприятия по лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами положительно повлияли на улучшение качества управления многоквартирными домами. Управляющие организации активнее работают с собственниками МКД, органы местного самоуправления включились в работу по созданию Советов МКД и организации открытых конкурсов по отбору управляющих организаций.

Осуществляется ведение Реестра уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов.

Приняли участие в работе комиссии по приему 143 домов после проведения капитального ремонта.

Обследовано 90 жилых помещений на предмет пригодности к проживанию, по проведенным обследованиям акты направлены на рассмотрение в межведомственных комиссии.

Организована работа по контролю подготовки к прохождению отопительного сезона 2017-2018гг.

В составе лицензионной комиссии Республики Бурятия по лицензированию деятельности управления многоквартирными домами одна треть представлена членами различных общественных организаций республики.

Информация обо всех проведенных надзорных и контрольных мероприятиях размещается в сети Интернет на официальном сайте Службы, в информационной системе ГИС ЖКХ.

Специалистами Службы за  2017 год осуществлены выезды в п. Выдрино, п. Джида, п. Таловка,  п. Ильинка, п. Баргузин, п. Усть-Баргузин, п. Новокижингинск, п. Кижинга, г. Северобайкальск, п. Нижнеангарск, п. Таксимо, п. Северомуйск, п. Каменск, г. Закаменск, п. Селендума, проведены встречи с населением муниципальных образований на которых сообщены результаты проводимых надзорных мероприятий.

На сайте Госстройжилнадзора размещена информация о результатах проведенных надзорных и контрольных мероприятий, а также информация по актуальным темам, проведено два брифинга, размещено 57 публикаций, даны три интервью на актуальную тему.

Принято участие в работе приемочных комиссий по капитальному ремонту, всего осмотрено 98 МКД, осмотрены 61 МКД, в Северных районах, введенных в эксплуатацию в 2016-2017 гг., дана оценка 79 жилым домам на предмет пригодности к проживанию, акты направлены на рассмотрение в межведомственных комиссии. Всего при проведении ненадзорных мероприятий осмотрено 335 домов.

В 2017 году внесены изменения в положения об органе, утвержденном постановлением Правительства РБ от 21.09.2015 № 460, предусматривающие реализацию профилактических мероприятий, без взаимодействия с юридическим лицом. Актуализированы административные регламенты. Были выданы более 44 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований жилищного законодательства, по 35 наступил срок исполнения, 13 исполнено, по 22 предостережения не исполнены, назначены надзорные мероприятия.

На сайте Госстройжилнадзора размещены нормативно-правовые акты, содержащие требования строительного и жилищного законодательства. НПА постоянно актуализируются. Закреплена персональная ответственность за своевременную актуализацию данных на сайте за начальниками отделов.

План плановых проверок на 2018 год разработан с учетом критериев риск-ориентированного подхода, сами критерии еще Правительством РФ еще не утверждены. План разработан на основе проекта постановления.

Разработаны чек-листы для применения при проведении плановых проверок. Данная работа еще окончательно не завершения, работа над актуализацией чек-листов будет проводится на постоянной основе.

Разработан порядок и методика оценки результативности и эффективности надзорной деятельности органа. Ведется работа над автоматизацией контрольно-надзорной деятельности, позволяющие:

—        вести учет подконтрольных субъектов (объектов);

—        обеспечить информатизацию процессов оценки эффективности и результативности деятельности органов регионального государственного контроля (надзора), в том числе динамическое наблюдение за установленными показателями эффективности и результативности;

—        обеспечить возможность межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями части 8 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (раздел 6 «Информационное обеспечение контрольно-надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации»).

Планируется внедрение комплексных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций в Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора.

В рамках межведомственного взаимодействия при проведении жилищного надзора и лицензионного контроля осуществляется тесное взаимодействие с МВД РФ по РБ, ФНС РФ по РБ, Пенсионным фондом по РБ, ФГБУ «ФПК Россреестр» по РБ.

Динамика обращений граждан в адрес РС ГЖИ представлена в таблице.

Таблица

Наименование 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014 2015 2016 2017
Количество обращений граждан 213 446 612 644 1061 1677 2490 3029 4297 4514

Существенного отклонения значения показателей оценки эффективности государственного контроля (надзора) за отчетный год по сравнению с показателями за предшествующий год не наблюдается. Охват юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки соблюдения жилищного законодательства за отчетный период не увеличился. Внеплановые проверки проводились в основном по обращениям граждан.  Снижение доли правонарушений, выявленных по итогам внеплановых проверок произошло в результате своевременного проведения проверок нарушения обязательных требований устранялось в ходе проведения надзорных мероприятий. В целом государственный жилищный надзор и лицензионный контроль  на территории Республики Бурятия усилился, рост требований Госстройжилнадзора ведет к исполнительности ответственных лиц по устранению выявленных нарушений, исполнению предписания.

Специалисты Госстройжилнадзора принимают участие в проведении круглых столов, совещаний, обучающих семинарах по вопросам соблюдения жилищного законодательства. Активно сотрудничают со средствами массовой информации Республики Бурятия.

В целях обеспечения государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за исполнением жилищного законодательства Госстройжилнадзор продолжит осуществлять тесное взаимодействие с органами Прокуратуры республики, органами местного самоуправления, иными надзорными органами.

Согласно Закону Республики Бурятия от 25 ноября 2016 года МО ГО «город Улан-Удэ» наделен полномочиями по организации и осуществления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории г. Улан-Удэ. Таким образом, усилия Госстройжилнадзора по надзору за жилищным законодательством с 2017 года сосредоточены в районах республики. Госстройжилнадзор тесно взаимодействует с Управлением муниципальной жилищной инспекцией г. Улан-Удэ по переданным полномочиям, осуществляет консультативная деятельность, административное производство по материалам проверок УМЖИ г. Улан-Удэ.

Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Республики Бурятия составлен план проведения проверок на 2018 год с применением риск-ориентированного подхода, предусматривающий проведение проверок в отношении 6 юридических лиц (лицензионный контроль в отношении 3 управляющих организаций и жилищный надзор в отношении 3 товариществ собственников жилья), внедрены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

На 2018 год Госстройжилнадзору установлены следующие индикаторы:

— Соотношение фактически проведенных плановых проверок к количеству проверок, предусмотренных планом проведения плановых проверок в отчетном периоде, в процентах – 100%;

— Соотношение рассмотренных дел об административных правонарушениях к количеству возбужденных административных дел в отчетном периоде, в процентах – 100%;

Для этих целей запланированы следующие мероприятия:

Выявление нарушений жилищного законодательства путем проведения плановых проверок в виде выездной проверки и (или) документарной проверки в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок.

Выявление нарушений жилищного законодательства путем проведения внеплановых проверок в виде выездной проверки и (или) документарной проверки по обращениям (заявлениям) граждан, органов исполнительной власти, надзорных органов.

Осуществление и обеспечение административного производства.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включающие в себя осмотры жилищного фонда, мониторинг информационных систем в сети Интернет ГИС ЖКХ, РеформаЖКХ.

Взаимодействие с уполномоченными органами муниципального жилищного контроля.

Обобщение и анализ информации по результатам деятельности Госстройжилнадзора, ведение базы данных по состоянию подконтрольных объектов.

Государственный строительный надзор:

При осуществлении регионального государственного строительного надзора в 2017 году было проведено 559  проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по соблюдению градостроительного законодательства.

В 2017 году Госстройжилнадзором проведено 269 плановых проверок, согласно составленным программам проверок. Составлено и выдано 269 актов и 244 предписания. Всего было проведено 290  внеплановых проверок, в т.ч. по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки 242, по результатам, которых было составлено 290 актов. На основании проведенных проверок (итоговых) выдано 39 заключений о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации

Проведено общее количество выездных проверок 535 и 24 документарных проверок.

В ходе проведения 559 надзорных мероприятий было выявлено 3560 нарушений.

В ходе проведения надзорных мероприятий:

По фактам выявленных нарушений за отчетный период было возбуждено 55  дел об административных правонарушениях в отношении юридических,  должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в области государственного строительного надзора, из них рассмотрено 55 дел, в том числе в отношении юридических лиц рассмотрено 16 дел, в отношении должностных лиц 37 дел, индивидуальных предпринимателей 2 дела.

По результатам рассмотрения дел вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде административных штрафов на общую сумму 1238 000 руб.

Меры, принимаемые Госстройжилнадзором, для устранения выявляемых нарушений: — выдача предписаний об устранении нарушений законодательства; — направление разъяснительных писем заинтересованным участникам строительства; — применение мер административного воздействия; — направление информационных писем в органы государственной, муниципальной власти и правоохранительные органы для принятия правового решения в рамках полномочий;

Следует  также отметить, что строительные организации стали более требовательно относится к выполнению работ и к соблюдению требований технических регламентов, норм и правил.

Количество поднадзорных объектов за отчетный период по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 35 объектов, соответственно количество проверок проведенных должностными лицами Госстройжилнадзора уменьшилось по сравнению с  2016 годом, а также количество выданных предписаний, количество выявленных нарушений в ходе осуществления надзорных функций, количество назначенных административных наказаний и соответственно суммы наложенных штрафов.

Результатом проводимой разъяснительной работы, а также доступности  для всех участников строительства ознакомления с нормативными правовыми документами и требованиями, предъявляемыми к заполнению документов, на официальном сайте Госстройжилнадзора, стала более качественная подготовка исполнительной документации, своевременное извещение Госстройжилнадзора о завершении этапов работ, обязательных к проверке. Специалистами Госстройжилнадзора за отчетный период программы проведения  плановых проверок выполнены на 100%. Доля внеплановых проверок, проводимых должностными лицами Госстройжилнадзора составила 56% по сравнению с 2016 годом только 50,4%. Увеличение общего количества внеплановых проверок связано с ростом обращений граждан и юридических лиц в Госстройжилнадзор.

За отчетный период, как и в 2016 году внеплановых проверок по фактам нарушений обязательных требований, которые повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, Госстройжилнадзором не проводилось ввиду отсутствия таких фактов.

Материалы проверок в правоохранительные органы Госстройжилнадзором не передавались ввиду отсутствия оснований.

Согласований внеплановых проверок, в прокуратуру РБ не направлялось ввиду отсутствия оснований.

Госстройжилнадзором не допущено нарушений требований законодательства о порядке проведения проверок.

Должностными лицами Госстройжилнадзора было рассмотрено 94 обращений граждан  и юридических лиц и государственных органов. По всем обращениям даны ответы в установленные законом сроки.

Как показывает сравнительный анализ результатов работы за предыдущие годы  показатели эффективности и результативности осуществления функций по надзору  в Госстройжилнадзоре остаются на уровне предыдущих лет. На это указывают следующие показатели: отсутствие жалоб и нареканий на действия должностных лиц осуществляющих надзорные функции; своевременное и качественное выполнение мероприятий, утвержденных планами работы Госстройжилнадзора; предоставление в установленные сроки предусмотренной отчетности, подготовка ответов на запросы, письма, заявления; соблюдение сроков прохождения документов; своевременное составление по результатам проверок актов и протоколов; своевременное и качественное  выполнение должностных обязанностей в соответствии с заданными объемами и сроками исполнения; повышение уровня знаний нормативных документов применительно к своим должностным обязанностям;

Задачи, которые ставятся перед Госстройжилнадзором связаны с профилактикой и уменьшением количества нарушений на объектах капитального строительства на всех этапах строительства, вплоть до ввода объекта в эксплуатацию, а также решение вопросов связанных с повышением энергетической эффективности сдаваемого в республике жилья и повышение качества применяемых строительных материалов. Для этого необходимо своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения. При этом  согласно руководящим документам обязательным для исполнения в частности: п.,20,21,22 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора…» утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года №1129 предусмотрено проведение проверок сопряженных с проведением органом государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. В настоящее время в Госстройжилнадзоре не предусмотрена статья бюджетных расходов на привлечение и оплату труда экспертных и лабораторных исследований, испытаний и экспертиз. Для осуществления деятельности Госстройжилнадзора в полном объеме, который предусмотрен федеральным законодательством, необходимо предусмотреть дополнительные статьи расходов на обеспечение деятельности Госстройжилнадзора на привлечение и оплату экспертных и лабораторных исследований, испытаний и экспертиз.

Государственный контроль (надзор) за долевым строительством многоквартирных домов и иных объектов недвижимости:

В 2017 году  25 юридическими лицами — застройщиками строилось 53 объектов (50 МКД + 3 объекта нежилого назначения), на которых по 4128 договорам участия в долевом строительством «работало» более 5,7 млрд. рублей  — денежных средств  участников долевого строительства. Было введено в эксплуатацию 14 многоквартирных домов, построенных с привлечением денежных средств 1095 (дольщиков), в 2016 году осваивалось более 5,3 млрд.рублей

При этом, надо отметить, что в настоящее время 38% многоквартирных домов строятся с нарушением сроков ввода в эксплуатацию (в 2016 — 21, 2017 — 19). Госстройжилнадзором  определены категории «проблемных» многоквартирных домов, а также домов, находящихся в группе «риска» перехода к проблемным, актуальная  информация по ним ежемесячно представлялась Комиссию при Правительстве РБ, в Минстрой РБ, Администрации г.Улан-Удэ для формирования графика совещаний по проблемным объектам  по рассмотрению вопросов, требующих регулирования.

В настоящее время сумма неисполненных обязательств застройщика по «проблемным» домам превышает 1,2 млрд. руб., в аналогичном периоде прошлого года не исполнялись обязательства на 1,5 млрд. руб.

Количество проведенных внеплановых проверок в 2017 году увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (в 2016 – 18, в 2017 – 37). Значительнее предъявлены требования к юридическим лицам, штрафные санкции увеличились в 3,5 раза (в 2016 – 485 тыс. руб., в 2017 – 1680 тыс. руб.). В судебном порядке приостановлена деятельность застройщика по привлечению денежных средств дольщиков (Решение АС РБ от 24.10.2017 вступило в силу 24.11.2017).

Проводился  контроль за соблюдением выполнения примерных графиков застройщиков по реализации проекта строительства, в связи  с отклонением от примерного графика на шесть и более месяцев проведено 9 внеплановых проверок.

Совершенствованы методы контроля и надзора, проведены 2 совместные проверки с прокуратурами районов г. Улан-Удэ. Организовано взаимодействие с ОЭБ и ПК Управления МВД России по г. Улан-Удэ, с налоговой службой.

Наряду с экономическими причинами неисполнения обязательств перед дольщиками выявлены факты нецелевого использования застройщиками денежных средств дольщиков. В текущем году Госстройжилнадзором направлены материалы по 5 проведенным проверкам (в 2016 г. — 8 материалов) на предмет возбуждения уголовных дел и для правовой  оценки действиям  руководства юридических лиц. Возбуждено уголовное дело в отношении руководителей — 2, проводится проверка — 4, отказано в возбуждении уголовного дела — 6.

В текущем году Арбитражным судом рассматривались иски на предмет признания несостоятельными (банкротами) 8 юридических лиц. По ходатайству Госстройжилнадзора в рамках защиты интересов дольщиков было приостановлено банкротство 3-х юридических лиц.

Госстройжилнадзор формирует и ведёт реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Реестр), комиссионно рассмотрены заявления граждан на предмет включения их в Реестр.  В  Реестре числится 63 гражданина.

Выдано 3-м застройщикам (ООО «БЕСТ ПЛЮС», ООО «СмитИнвест», ООО «Бургражданстрой») по новым требованиям 9 заключений о соответствии проектной декларации и застройщика обязательным требованиям (на право привлечения денежных средств дольщиков).

Кроме того, Госстройжилнадзор в рамках нормотворческой деятельности, по исполнению поручения Президента РФ от 3 августа 2016 № Пр -1520 о защите прав граждан — участников долевого строительства и  в целях систематизации работы Комиссии при Правительстве РБ по регулированию вопросов, связанных с  «проблемными» объектами Госстройжилнадзором в помощь Минсрою РБ:

— подготовлен проект нормативного правового акта Правительства РБ «Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории Республики Бурятия»;

— внесены предложения по внесению изменений  в Закон Республики Бурятия от 07.07.2017 № 2441-V  «О мерах  по завершению  долевого строительства многоквартирных домов, признанных  проблемными  объектами и расположенных на территории Республики Бурятия».

Многогранная работа контролирующего органа,  опирающаяся на результаты контрольной (надзорной) деятельности, консультационной работы с застройщиками, информирования  дольщиков, их инициативных групп о правовых механизмах в долевом строительстве явилась основой разработки «дорожных» карт для регулирования вопросов, связанных с завершением строительства «проблемных» многоквартирных домов. Госстройжилнадзором  осуществлялось межведомственное взаимодействие с  органами прокуратуры,  МВД по РБ, Росреестром по РБ.

            Под руководством Главы РБ – Председателя Правительства РБ А.С. Цыденова при участии застройщиков, дольщиков, министерств, ведомств в  текущем году проведена значительная работа по регулированию вопросов по завершению строительства проблемных домов. Главой РБ было принято оптимальное решение и это позволило новому застройщику ООО «БЕСТ ПЛЮС» в декабре 2017 года ввести  в эксплуатацию  проблемный дом с восстановлением прав 46 граждан — участников долевого строительства. Введен в эксплуатацию  многоквартирный жилой дом в 128 микрорайоне, передаются квартиры 9-ти дольщикам.

Согласно плану-графику (дорожной карте) в 2018 году в республике планируется ввести в эксплуатацию 6 проблемных домов: 2 объекта — в 1 –м полугодии , 4 объекта – во 2-м полугодии 2018 года.

В 2018 году  Госстройжилнадзором продолжится осуществление контрольных (надзорных) функций с учетом внесенных изменений в Федеральный закон от  30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом  строительстве  многоквартирных домов и иных  объектов  недвижимости  и о внесении  изменений  в некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации» с вступлением в силу с 01.01.2018, с 01.07.2018 года.