Нарушение маркировки товара: штраф, ответственность

Отражать информацию по маркированным товарам необходимо на всех стадиях.
Система Честный ЗНАК является обязательной к применению на всей территории России с момента ее введения в отношении тех групп товаров, которые уже подключены и тех, которые находятся сейчас в стадии эксперимента.

Если не использовать в установленном порядке систему Честный ЗНАК, наступает административная ответственность. В отношении организации могут быть предприняты действия со стороны контрольных органов.

Подробнее о процедуре маркировки, характеристиках товарного знака, списке товаров читайте здесь.

к содержанию ↑

Нарушение маркировки: ответственность и штрафы

Ответственность за нарушение требований правил по обязательной маркировке товаров регулируется статьей 15.12 КоАП РФ.

Статья предусматривает два типа санкций:

  • ✗ взимание штрафа,
  • ✗ изъятие товара.

Размеры штрафов за отсутствие маркировки

Конфискация может применяться одновременно со штрафом и касается всей той немаркированной продукции, которая была произведена или запущена в оборот без соблюдения установленного порядка.

Кто несет ответственность за нарушение правил маркировки

К ответственности могут быть привлечены не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но также и должностные лица. Это те сотрудники компании, которые ответственны за выпуск и обращение продукции, а также за внесение всех необходимых сведений оператору системы Честный ЗНАК.

На практике у предпринимателей может возникнуть соблазн возложить внутренним приказом ответственность за совершение всех необходимых действий на свое должностное лицо и в такой ситуации избежать ответственности компании. Никакой практической значимости это не несет. Почему?

Статья 2.4 КоАП прямо предусматривает, что если той или иной статьей установлена ответственность за то или иное наказание и для должностного лица, и для юридического лица, то в такой ситуации к ответственности привлекаются оба. Если поставить должностное лицо ответственным, то самой компании ответственности не избежать.

Необходимо максимально соблюдать все возможные требования, потому что в противном случае это приводит к назначению административного наказания.

к содержанию ↑

Нарушение маркировки: ответственность по статье 171.1 УК РФ. Спорные моменты

Относительно применения этой статьи однозначного мнения у экспертов нет. Рассмотрим, в чем заключаются спорные моменты.

Формально ст. 171.1 УК была вступила в силу в 2014 году и предусматривает именно уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законом РФ в тех случаях, когда это является обязательным.

Требования правил по обязательной маркировке появились значительно позже.

Из буквального толкования ст. 171.1 УК РФ следует, что ее применение возможно и к обязательной маркировке товаров, которая введена уже сейчас, в том числе и в отношении тех товаров, которые в данные момент обязательной маркировке пока не подлежат, но принимают участие в эксперименте, и в дальнейшем это станет обязательным требованием.

Чтобы понять практику применения этой статьи, эксперты изучили судебные акты судов общей юрисдикции различных регионов — Самарская область, Московская, Ленинградская и другие. В основном, статья 171.1 УК РФ работает в случаях, когда производится либо запускается в оборот табачная или алкогольная продукция без нанесения в установленном порядке акцизных марок.

Это является существенным нарушением, потому что акцизная марка — условие допуска на рынок такой специфической продукции.

Такие же решения выносились и относительно предметов повседневного спроса: это товары легкой промышленности — одежда, обувь, которые также находились в обороте без маркировки. Но в данном случае речь идет не об обязательной маркировке кодами Data Matrix, а о маркировке специальным знаком евразийского экономического союза ЕАС [Eurasian Conformity].

Штрафы за нарушение маркировки: применение статьи 171.1 УК РФ

Разберемся, в каких случаях ст. 171.1 УК РФ подлежит применению.

Надо учитывать такой важный аспект: формальное содержание статьи 171.1 УК РФ говорит именно о маркировке, не уточняя виды назначения и характер такой маркировки.

Статья устанавливает уголовную ответственность, и санкции разнятся в зависимости от наличия или отсутствия отягчающих признаков, таких, как предварительный сговор, группа лиц, крупный или особо крупный размер и другое.

Уголовная ответственность может наступать в таких случаях:

  • если производство и оборот товара осуществляется с целью сбыта,
  • при крупном или особо крупном размере стоимости товара.

Маркировка была введена с целью прослеживаемости оборота товара, защиты прав потребителей, которые получают функции так называемого общественного контроля за товарооборотом — имеют ресурсы получать информацию о том, как продукция отслеживается в системе и ряд других функций.

“Резюмируем и приходим к выводу, что эта статья не применима, но, тем не менее, не освобождает нас от необходимости четко и последовательно соблюдать требования, связанные с обязательной маркировкой [кодами Data Matrix].” Александр Бычков, PimPay

к содержанию ↑

Нарушение маркировки: в чем разница между кодами Data Matrix и знаками ЕАС

В сложившейся практике применения ст. 171.1 УК РФ речь идет о нарушениях требований нанесения на товары знаков ЕАС.

На обороте любого изделия, например, на мобильном телефоне, присутствует знак евразийского экономического союза — ЕАС. Он представляет собой единый знак обращения продукции на рынке государств, которые входят в евразийский экономический союз — Казахстан, Россия, Белоруссия, Туркменистан и другие республики.

Мнение эксперта
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Этот знак означает соответствие выпускаемой продукции требованиям технических регламентов, которые обеспечивают соблюдение определенных нормативов, направленных на сохранение безопасности товаропотребителей.

Криптокод Data Matrix представляет собой уникальный двухмерных идентификатор, в котором содержится вся информация о товаре и его обороте. Состоит из определенного набора специальных кодов, для считывания которых необходим 2D сканер.

Если отсутствие кодов идентификации Data Matrix приводит к административной ответственности, то нарушения требований проставления единого знака обращения евразийского экономического союза — это достаточно серьезное нарушение, которое полностью исключает возможность использования продукции на рынке.

к содержанию ↑

Как застраховаться от штрафов за нарушение правил маркировки не по своей вине

Учитывая риски наложения различного рода взысканий, имеет смысл предусмотреть в договорах поставки, комиссий, агентских и иных договорах заверение со стороны контрагентов в том, что со своей стороны они соблюдают требования
законодательства, связанного с правилами обязательной маркировки.

То же самое можно сделать применительно к правилам маркировки.

Если по каким-то причинам контролирующие органы поставят вопрос о привлечении вашей организации к административной ответственности, при том, что очевидно вашей вины здесь нет, такие акты нужно будет незамедлительно обжаловать в установленном порядке. Конечный срок на обжалование составляет всего 10 суток с момента получения итогового постановления.

Кроме этого, в самом договоре поставки или иной сделки желательно предусмотреть условие, согласно которому в случае наложения штрафа по вине контрагента, последний обязан возместить ущерб.

Такой рабочий инструмент позволит вам создать источник возмещения за счет контрагента, по вине которого нарушение было допущено.

План действий в случае нарушений правил маркировки одного из участников товарооборота

Разберем на примере: комиссионер не отразил убытие товара, который остается на комитенте. Как поступить?

Предположим, сама сделка уже заключена и исполнена: физически товар был перемещен и передан комитентом комиссионеру.

Когда комиссионер реализует товар, покупатель получает его по передаточным документам. В случае, если обнаруживается, что комиссионер не отразил эту информацию, то ответственность наступает у комиссионера, так как правила маркировки требуют обязательной передачи информации оператору системы Честный ЗНАК от каждого участника товарооборота.

При нарушении этого требования участник подлежит привлечению к ответственности.

Обязательно нужно опираться на условия договора — есть ли в нем особенности на этот счет, но если физическое совершение сделки произошло, необходимо:

  • связаться с оператором системы Честный ЗНАК через инструменты взаимодействия с ним,
  • передать всю необходимую информацию,
  • предоставить доказательства, что вы со своей стороны части внесли всю необходимую информацию о передаче товара, чтобы прослеживаемость не нарушалась.

Что же касается действий комиссионера — это вопрос его ответственности перед контролирующими органами.

Заострим ваше внимание на таком аспекте, как процедура привлечения к административной ответственности.

Правила обязательной маркировки появились сравнительно недавно — весной 2019 года — и как таковой судебной практики не так уж много. Возникающие в хозяйственной деятельности практические ситуации еще не стали предметом изучения.

Поскольку у каждого есть обязанность отражать эту информацию, предоставляя ее оператору, со своей стороны нужно совершать максимум действий. В том числе сообщать о нарушениях со стороны контрагента.

Необходимо предоставлять все доказательства отсутствия вашей вины:

  1. Вы участвуете в системе маркировки и со своей стороны выполняете весь алгоритм действий по соблюдению правил.
  2. Если же нарушения были, то они носили разовый характер, и вы предприняли конкретные меры для того, чтобы все это устранить.
  3. Ссылайтесь на действия третьего лица (как в случае отношений с комиссионером), за которого вы ответственности никакой нести не должны, в том числе, и на положения договора, в котором это будет отражено.

Оспаривайте постановления о нарушениях, потому что невыполнение таких постановлений дает основание контролирующим органам и дальше обращать на вас внимание, привлекать дальше к ответственности, в том числе, в двойном размере от суммы первоначального штрафа.

Что ожидает виновного за отсутствие маркировки на товаре или продукции

Каждый из нас практически ежедневно пользуется услугами тех или иных точек оптовой или розничной продажи. Конечно же, предполагая совершить какую-то покупку, потребитель надеется увидеть на товаре информацию о правилах применения, о сроках годности, о противопоказаниях и прочем, то есть обо всём, что так или иначе касается «взаимоотношений» покупателя и покупаемого.

Соответственно отсутствие подобной информации создаёт определённую опасность для потребителя, так как возможно, что такой товар может использоваться/храниться только в определённых температурных условиях, или содержать в своём составе вещества, которые противопоказаны людям, страдающим аллергией. Безусловно, подобные упущения, особенно если они осуществлены умышленно, не должны оставаться безнаказанными.

И именно о степени ответственности и о мерах государственного контроля по маркировке продаваемой продукции и пойдёт речь в настоящей статье.

Наказание за отсутствие маркировки на товаре или продукции.

к содержанию ↑

Общие понятия

Для начала, необходимо сказать пару слов о том, что же такое маркировка и с чем её «едят». Маркировка – это нанесение определённых информационных знаков, предназначенных для упрощения и автоматизации дальнейшей идентификации.

Мнение эксперта
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Это могут быть: бирки, этикетки, наклейки, вкладыши, ярлыки, штампы. Конечно же, из-за важности рассматриваемой процедуры законом строго регулируются их внешний вид, структура информационного текста, наименование и дизайн.

То есть, каждая этикетка на товаре должна соответствовать определённому ГОСТу, установленному для категории, к которой относится продукция.

  • наименование продукта;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • масса нетто;
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • состав продукта;
  • пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
  • пищевая ценность;
  • условия хранения;
  • срок годности или срок хранения (для карамели и драже);
  • дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания;
  • рекомендации по приготовлению (для какао-порошка и какао-напитков);
  • информация о подтверждении соответствия.

Список на этом не заканчивается, и в таком же русле определяются условия для всех категорий продуктов питания, бытовой химии, орудий труда, косметических средств и прочего.

к содержанию ↑

Состав и наказание

Как и за многие другие деяния, нарушающие действующее законодательство, за нарушение порядка маркировки продукции предусмотрено два вида ответственности: административная и уголовная. Вид ответственности зависит от создаваемой поступком общественной опасности и размера причинённого материального вреда по отношению к государству.

Административная ответственность

В КоАП РФ имеется множество статей, которые носят в своём название слово «маркировка», но особое внимание в контексте рассматриваемой темы следует уделить статье 15.12. Статья состоит из 4 частей, каждая из которых отвечает за отдельный состав правонарушения.

Например, гражданин «А», являясь индивидуальным предпринимателем, занимался изготовлением мясных полуфабрикатов на собственной ферме. Весь свой ассортимент он складировал в специальных холодильниках, но никаким образом не помечал установленным образом полученные полуфабрикаты. У гражданина «А» был заключён договор поставки с одним местным магазином на продажу товаров собственного изготовления.

То есть, если имеется ярко выраженное желание каким-либо образом реализовать немаркированные товары, как минимум административной ответственности не избежать.

Исходя из определения субъекта по части 1 — это должностные и юридические лица, обычные физические лица, которые изготавливают продукцию, но не помечают её должным образом, не рассматриваются в рамках статьи 15.12. Наказание для подобной категории граждан, если имеется мотив сбыта, будет исходить из положений, характерных для определения правонарушения в виде незаконного предпринимательства.

Любые действия, описанные выше, если они не имеют в своей конечной цели желания получения материальной выгоды в результате продажи, то состава правонарушения по ст. 15.12 они не образуют.

Отдельно и в рассматриваемой теме, и в целом по правонарушениям/преступлениям в предпринимательской сфере стоит вопрос о незаконном производстве и продаже алкогольной продукции.

В части 3 говорится о том, что производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Часть 4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Такое особенное выделение алкоголя из всей массы продукции обуславливается высокой общественной опасностью, связанной с выходом на свободный рынок некачественной, нелегальной спиртосодержащей продукции, жертвами которой только в Российской Федерации ежегодно становится более 5000 человек. Конечно же, список условий и особенностей торговли намного более обширный, нежели приведённый выше, и насчитывает десятки нормативно-правовых актов и отдельно взятых положений и определений.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность по статье 171.1 будет наступать в случае, если рассматриваемое деяние в своих фактических объёмах совершается в крупном или особо крупном размере. Статья 171.1 отличается большим объёмом и состоит из 6 частей, поэтому приводить её положения целиком было бы нецелесообразно.

Для более чёткого понимания статью 171.1 можно структурно разделить на 3 раздела: товары, не относящиеся к продуктам питания или алкоголю, продукты питания, алкоголь, то есть деление и увеличение тяжести наказание повышается в зависимости от тяжести содеянного. Единственное, что следует отметить и коснутся более подробно, это санкционная составляющая статьи 171.1, которая достаточно обширна:

  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 6-ти лет с отягощением в виде штрафа до 1 млн. рублей.

Подобные меры наказания наглядно демонстрируют, насколько серьёзно законодатель рассматривает данные преступления, что соответствует действительной общественной опасности некачественной продукции выпускаемой на потребительский рынок.

к содержанию ↑

Штрафы за отсутсвие маркировки

Нарушение правил маркировки и продажи не маркированной товаров с 1 июля 2020 года может повлечь штрафы.

С 1 июля 2020 года маркировка стала обязательна для: табака, обуви и лекарств.
С 1 октября 2020 года маркировка стала обязательна для: духов, фотоаппаратов.
С 1 ноября 2020 года маркировка стала обязательна для шин и покрышек.

Требования распространяются на производителей, импортеров, дистрибьюторов, оптовую и розничную торговлю, а также аптеки и медицинские организации.

  • Лекарства
  • Обувь
  • Табак
  • Духи
  • Фотоаппараты
  • Шины

Начиная с 1 июля 2020 г. для обуви, табачной продукции и лекарственных средств маркировка товаров «Честный Знак» считается обязательной.

Подобное требование касается производителей, всех без исключения дистрибьюторов, разнообразных импортеров, а также на розничную и, соответственно, оптовую торговлю. Все это касается медицинских компаний и аптек.

В результате выявления нарушения этого правила, после 1 июля, можно получить существенный штраф.

Маркировка «Честный Знак» — теперь обязательна!

«Честный Знак» — это обязательная маркировка, которая на сегодняшний день распространяется и на последующие группы продукции:

  1. Резиновые шины, а также покрышки.
  2. Женские, детские и мужские шубы.
  3. Лампы-вспышки, а также фотоаппараты.
  4. Продукция легкой промышленности.
  5. Духи, а также туалетная вода.

Под эксперимент попали и такие товары: молочная продукция, вода в упаковке, велосипеды, а также кресла-коляски. В любой ситуации, «Честный Знак» — это специальная система эффективного цифрового прослеживания и маркировки продукции.

Здесь речь идет о присвоении товару цифрового специального кода. Он гарантирует высочайшее качество, а также подлинность продукции.

Главная задача этой самой системы, первоначально заключается в увеличении уровня обеспечения безопасности граждан. Гарантируется устранение некачественных аналогов, а также активное ведение беспощадной борьбы с контрафактом.

Почему стоит маркировать продукцию?

Согласно информации от Минпроторга, на современном отечественном рынке было найдено больше 6 млн единиц контрафактного товара, начиная с 2018 г. Подобное явление считается достаточно серьезной проблемой, и первоначально для многочисленного количества потребителей.

Ведь они за собственные финансы получают не качественный товар. Естественно, все это является огромной проблемой и для самих собственников товара.

Все это отрицательным образом сказывается и на репутации компании. Не обойтись и без значительных финансовых убытков.

Вследствие нанесения маркировки «Честный Знак», имеется возможность быстрого получения всей информации о конкретной продукции:

  1. Место производства товара.
  2. Название компании-изготовителя.
  3. Время и дата производства.
  4. Номер стандарта.
  5. Срок годности и т. д.

Вся информация хранится в информационной государственной системе. В любом случае, «Честный Знак» уменьшает факт распространения всех существующих разновидностей нелегального товара. Здесь речь идет не только о фальсификате, но и о контрафакте, а также о контрабанде.

На сегодняшний день маркировка обязательна не только для лекарственных средств, но и для обуви, а также табака. С 1 июля все производители такой продукции обязаны на каждый товар наносить соответствующую маркировку, представляющуюся под видом кода. Не обойтись и без такого действия, как обязательная регистрация собственной продукции в системе.

к содержанию ↑

Какие предусмотрены штрафы за отсутствие маркировки?

Первоначально маркировка находилась в тестовом режиме. В тот момент за отсутствие товара никакие штрафы не начислялись. В современное же время, за игнорирование надобности в осуществлении маркировки, всем производителям грозит, как говорится, административная ответственность. В определенных ситуациях предусмотрена даже уголовная ответственность.

С 1 июля 2020 года маркировка стала обязательна для: табака, обуви и лекарств.
С 1 октября 2020 года маркировка стала обязательна для: духов, фотоаппаратов.
С 1 ноября 2020 года маркировка стала обязательна для шин и покрышек.

Видео: Штрафы и санкции за нарушение правил маркировки

Товары без маркировки: штрафы, санкции, уголовная ответственность

Нанесение на определенные группы товаров идентификатора – новое законодательное требование, практикующееся в России. Процедура призвана обеспечить строгий контроль продукции на протяжении всего пути от непосредственного производителя или компании-импортера до продажи в розницу.

Соответственно, реализация товара без маркировки влечет за собой серьезные административные взыскания, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность.

к содержанию ↑

Что такое маркировка и чем грозит ее отсутствие

Юридически правильное наименование маркировки – нанесение средства идентификации, то есть специального уникального кода Data Matrix. Он генерируется единой информационной системой «Честный знак», содержит полный перечень базовых сведений о происхождении, свойствах и правилах эксплуатации товара.

Обязанность нанесения кода лежит на производителе/импортере, а удалена маркировка может быть только после покупки конечным потребителем. Товар с идентификатором оплачивается на онлайн-кассе, код считывается и изымается из дальнейшего оборота.

Важно! Наличие идентификационного кода, полученного от системы «Честный знак», обязательно для подлежащих маркировке товаров на всей территории Российской Федерации и стран ЕАЭС. Отсутствие маркера, нарушение процедуры, продажа немаркированной продукции влечет:

  • Штрафные санкции в размере, установленном КоАП РФ.
  • Конфискацию товара, на котором нет маркировки или она неправильная.
  • Уголовную ответственность вплоть до лишения свободы в особо тяжелых случаях.

Конфискация товара, признанного контрафактным (то есть на нем отсутствует маркировка), производится параллельно со штрафными санкциями. Основные регламентирующие документы – статья 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ и статья 171.1 Уголовного Кодекса РФ.

к содержанию ↑

Какие штрафы накладываются за отсутствие маркировки на товаре

Мнение эксперта
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Размер денежного взыскания определяется видом продукции, а также тем, на кого налагается штраф – на юридическое лицо (организацию, предприятие) или должностное, то есть конкретного человека.

Ответственность за отсутствующую или неверную маркировку могут нести все организации, участвующие в цепочке «производство/импорт – конечный потребитель»: непосредственные производители, импортирующие компании, оптовики, магазины розничных продаж, комиссионеры.

к содержанию ↑

Кто имеет право проверить маркировку товаров и наложить штраф?

Право проверки есть у единой системы «Честный знак», Роспотребнадзора РФ, а также у любого потребителя, пожелавшего убедиться в подлинности происхождения и качестве приобретаемого товара. Круг органов и учреждений, правомочных рассматривать едла об административных взысканиях и налагать штрафы, определяет статья 22.1. КоАП.

Наличие уникального кода позволяет отследить маркированный товар на любом этапе. Но наибольшие надежды возлагаются на алгоритм «общественный контроль – Роспотребнадзор»: жалоба потребителя, обнаружившего товар без маркировки, является основанием для поведения проверки и принятия мер.

к содержанию ↑

Уголовная ответственность за отсутствие маркировки на товаре

Статья 171.1 УК РФ может быть применена в случаях, когда производство, продажа, оборот немаркированной продукции совершается в крупных и особо крупных размерах. В пересчете на деньги это составляет:

Юристы рекомендуют учитывать штрафные риски еще на стадии заключения договоров с поставщиками, агентами, комиссионерами, и включать в соглашения специальные пункты об ответственности за нарушения маркировки на каждом этапе движения товара.

Законы РФ, регламентирующие систему маркировки

к содержанию ↑

Вниманию ЕНВД и ПСН

Федеральный закон № 325-ФЗ от 29 сентября 2019 г.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Закон запрещает предприятиям, работающим на системах налогообложения ЕНВД И ПСН, торговать товарами, подлежащими обязательной маркировке. Запрет вступает в силу с 1 января 2020 года.

Как разъясняется на сайте nalog.ru, «изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 325–ФЗ, касаются определения «розничная торговля» в целях применения глав Налогового кодекса Российской Федерации 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и 26.5 «Патентная система налогообложения».»

Полный текст № 325-ФЗ

Что делать ЕНВД и ПСН

Подготовиться к переходу на другую систему налогообложения — общую (ОСН) или УСН — в сроки, установленные Законодательсьтвом, для товарных групп, которыми торгует ваше предприятие

Что нужно изменить в онлайн кассе при переходе на другой режим налогообложения

При переходе на любой режим налогообложения необходимо изменить настройки онлайн кассы

При переходе на ОСН фискальный накопитель в кассе менять не нужно

Что будет, если вовремя не перейти на другую систему налогообложения

ФНС будет начислять вашему предприятию налог по основной системе налогообложения (ОСН)

к содержанию ↑

Законодательные акты, общие для всех отраслей

Федеральный закон № 487–ФЗ от 31 декабря 2017 г.

“О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вступил в силу 1 января 2019 года.

Статья 1 этого закона изменяет пункт 5 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ следующим образом:

«5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности — «код товара», определяемый Правительством Российской Федерации и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.»

Статья 2 вносит дополнения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вводит понятие маркировки товаров, определяет ее цели и задачи, устанавливается запрет на оборот немаркированных товаров.

Полный текст 487-ФЗ (pdf, 147 Кб)

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 г.

Указан перечень товаров подлежащих обязательной маркировке (приведены первые 4 цифры кода ТНВЭД) и сроки введения системы для различных товарных групп.

Полный текст Распоряжения № 792-р (pdf, 140 Кб)

Постановление Правительства РФ № 515 от 26 апреля 2019 г.

“О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров”

Утверждены общие правила маркировки товаров и положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Это позволит установить единый подход к процессам маркировки товаров, чётко определить полномочия и обязанности участников соответствующих процедур

Полный текст Постановления № 515 (pdf, 232 Кб)

Постановление Правительства РФ № 577 от 08.05.2019

«Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также о порядке ее взимания»

Утверждена стоимость кодов маркировки

Полный текст Постановления № 577 (pdf, 84 Кб)

Федеральный закон № 325–ФЗ от 29.09.2019

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

С 1 января 2020 года налогоплательщики, реализующие лекарственные препараты, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, не вправе применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН)

Полный текст 325-ФЗ

Об обязательном применении ККТ и 2D-сканеров штрих-кода при продаже в розницу маркированных товаров

Выдержки из «Методических рекомендаций», которые «Честный ЗНАК» составил для участников оборота обувной продукции:

«Представители розничного звена должны иметь сопряженные с ранее установленной контрольно-кассовой техникой сканеры двухмерных кодов Data Matrix, и заключить договор с оператором фискальных данных о передаче документов по маркированной продукции в систему Честный ЗНАК».

«62. Участники оборота товаров, осуществляющие реализацию товаров в розницу, техническими средствами (посредством установленной и зарегистрированной в реестре участников контрольно-кассовой техники) сканируют и распознают средство идентификации продаваемой обувной продукции.

Сведения об уникальном идентификаторе товара включаются в фискальный документ «кассовый чек», формируемый контрольно-кассовой техникой в порядке, определенном ФНС России.

а). Реквизиты чека и реализуемой продукции посредством фискального накопителя передаются оператору фискальных данных.

б). Оператор фискальных данных по соглашению с участником оборота товаров не позднее суток со дня получения данных о реализации обувной продукции передает в Систему (примечание: Честный ЗНАК) следующие сведения:

— номер фискального документа;

— уникальный идентификатор товара»

к содержанию ↑

Маркировка табачных изделий

Постановление Правительства РФ № 953 от 30 июня 2020 года

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Уточнены регалмент и сроки обязательной маркировки табачной продукции

Полный текст Постановления № 953 (pdf, 1650 Кб)

Постановление Правительства РФ № 224 от 28 февраля 2019 года

«Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»

Внесены изменения в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в соответствии с которыми с 1 марта 2019 года введены обязательная маркировка табачной продукции средствами идентификации и мониторинг оборота такой продукции

Полный текст Постановления № 224 (pdf, 280 Кб)

Постановление Правительства РФ № 1250 от 26 сентября 2019 года

«О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 224»

Мнение эксперта
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Уточнен статус пачек сигарет и папирос, которые были выпущены по всем правилам до момента начала обязательной маркировки (1 июля 2019 года). Они приравнены к табачной продукции, которую производители стали обязаны маркировать с 1 июля.

Ограничен срок действия кода маркировки DataMatrix: после его получения у производителей будет 20 рабочих дней для нанесения кода на упаковку. Если нанесение не произойдет, код будет отозван и его использование станет невозможным.

Для организаций розничной торговли, которые используют кассы в удаленных местностях без передачи сведений в ОФД уточнен срок в 30 календарных дней для отправки сведений о продажах напрямую в систему «Честный ЗНАК». Те сведения, который были сформированы с 1 июля до 27 сентября должны быть переданы в систему не позднее 26 октября 2019 года.

Полный текст Постановления № 1250 (pdf, 365 Кб)

к содержанию ↑

Маркировка обуви

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 952

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. №860

Вносит изменения в сроки и этапы перехода к обязательной маркировке обуви

Полный текст Постановления № 952 (pdf, 673 Кб)

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2020 г. № 216

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860

Полный текст Постановления № 216

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 г. № 860

Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки в обувной отрасли

Полный текст Постановления № 860

к содержанию ↑

Маркировка фототоваров

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1953

Установлены порядок маркировки фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении фототоваров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки фототоваров

Полный текст Постановления № 1953 на официальном сайте Правительства России

к содержанию ↑

Маркировка изделий легкой промышленности

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1956

Установлены порядок маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении этих товаров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки в отрасли легкой промышленности

Полный текст Постановления № 1956 на официальном сайте Правительства России

к содержанию ↑

Маркировка парфюмерных товаров

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1957

Установлены порядок маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении парфюмерной продукции

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки парфюмерных товаров

Полный текст Постановления № 1957 на официальном сайте Правительства России

к содержанию ↑

Маркировка автошин и покрышек

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1958

Установлены порядок маркировки шин и покрышек средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении этих товаров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки автомобильных шин и покрышек

Полный текст Постановления № 1958 на официальном сайте Правительства России

Автор статьи
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.
Следующая
ШтрафыМогут ли посадить за неуплату штрафа: наказание, штраф

Добавить комментарий

Adblock
detector