Обзор правоприменительной практики по надзору за строительством Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора за 2017 год
Настоящий обзор правоприменительной практики (далее — обзор) по надзору за строительством подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7,
Обзор подготовлен за январь — ноябрь 2017 года по результатам надзорной деятельности в сфере осуществления регионального государственного строительного надзора.
Общие положения
Региональный государственный строительный надзор на территории Республики Бурятия организован в соответствии с требованиями ст. 7 и ст. 54 Федерального закона от 28.12.2004 года №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
Положение «О Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора» утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 года № 460. В соответствии, с которым, Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:
— Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
— Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»;
— Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;
-Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782 «Об утверждении технического регламента безопасности лифтов»;
— Руководящий документ РД-11-02-2006 «Об утверждении и введении в действие требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», утвержденный приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1128 от 26.12.2006;
— Руководящий документ РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1129 от 26.12.2006;
— Руководящий документ РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 7 от 12.01.2007;
— Приказ Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление регионального государственного строительного надзора, показал, что законодательные и разработанные подзаконные акты обеспечивают все необходимые требования при проведении регионального государственного строительного надзора. Имеющаяся нормативно-правовая база в области регионального государственного строительного надзора достаточна, объективна и доступна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления взаимодействия участников строительства с органом регионального государственного строительного надзора. Признаки коррупциогенности при проводимых проверках отсутствуют.
Отдел в соответствии с Положением о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 № 460, является структурным подразделением органа исполнительной власти, осуществляющим функции регионального государственного строительного надзора.
В рамках осуществления данных полномочий отдел осуществляет:
предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее — подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации;
При осуществлении регионального государственного строительного надзора за отчетный период находилось под надзором 167 объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Бурятия.
В январе — ноябре 2017 года отделом проведено 266 плановых проверок, согласно составленным программам проверок. Составлено и выдано 266 актов и 228 предписаний. Всего было проведено 285 внеплановых проверок по результатам, которых было составлено 285 актов, выдано 162 предписания. На основании проведенных проверок (итоговых) выдано 31 заключение о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации
Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения надзорных мероприятий, являются:
37% — отступления от требований проектной документации;
31% — несвоевременное предоставление исполнительной документации;
22% — нарушения технологий производства строительно-монтажных работ;
7% — несвоевременная подача извещений о начале строительства;
3% — начало строительства объектов капитального строительства в отсутствии разрешений на строительство.
В ходе проведения надзорных мероприятий по фактам выявленных нарушений за отчетный период возбуждено 53 административных дела из них:
за нарушение установленного порядка строительства по ст. 9.5 КоАП РФ — 15 протоколов;
за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства по статье 9.4 КоАП РФ – 21 протокол;
по статьям в области правонарушений против порядка управления (19.4, 19.5, 19.7 КоАП РФ) было возбуждено 16 административных дел.
По всем выявленным нарушениям в течение 2017 года на нарушителей градостроительного законодательства было наложено штрафных санкций на сумму 856 500 рублей.
Раздел I
Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных
требований, выявленных в ходе проведения проверок
В январе — ноябре 2017 года в ходе осуществления надзорных полномочий выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.
- Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими функции застройщиков, технических заказчиков, подрядчиков:
- типичные нарушения обязательных требований:
— слабое знание законодательства участниками строительного процесса сказывается на несвоевременной подаче извещений о начале строительства, извещений об окончании сроков работ подлежащих проверке, извещений об устранении выявленных нарушений, уведомлений о приостановке и возобновления строительных работ на объектах капитального строительства.
— при проверках организационно-правового порядка на объектах капитального строительства не предоставляются или предоставляются не в полном объеме исполнительная документация на выполненные виды работ, общий и специальные журналы работ;
— несвоевременное и неполное представление участниками строительства информации запрашиваемой Госстройжилнадзором, приводит к тому, что приходится направлять повторные запросы, привлекать другие органы государственной власти, что соответственно отнимает время и создает излишний документооборот;
— при организации административного делопроизводства определенную трудность представляет то, что участники строительного процесса прибывают на проверки без документов, определяющих полномочия должностных лиц, без доверенностей и документов, определяющих личность, не установлено законодательно предоставление уставов организаций, также отсутствует механизм отслеживания внесения изменений в уставы организаций, смены руководителей организаций. На сайтах саморегулируемых организаций информация о членах актуализируется несвоевременно.
— проведение проверок качества и складирования применяемых строительных материалов в процессе строительства, показали проблемные вопросы связанные с отдаленностью объектов капитального строительства строящихся на территории РБ от основных организаций по производству строительных материалов и баз обеспечения расположенных как правило в г.Улан-Удэ, так как при доставке нарушаются правила транспортирования строительных материалов. В дальнейшем, из-за низкой организации материально-технической базы строительных площадок, нарушатся правила входного контроля и правила складирования строительных материалов.
— при внесении записей о проведенной проверке не редко выясняется, что в большинстве случаях на строительных площадках отсутствуют журналы учета проверок.
— проверки представляемых к извещению о начале строительства документов, показали, что документы представляются не в полном объеме, порой достоверность информации не подтверждается техническим заказчиком, а так же формы и содержание документов не всегда соответствуют законодательству, в т.ч. и состав разделов проектной документации.
— не соблюдается требования и порядок внесения изменений в проектную документацию;
— при разработке рабочей документации допускаются отступления от проектной документации, прошедшей экспертизу.
- меры, принимаемые для их устранения:
— выдача предписаний об устранении нарушений законодательства;
— направление разъяснительных писем заинтересованным участникам строительства;
— применение мер административного воздействия;
— направление информационных писем в органы государственной, муниципальной власти и правоохранительные органы для принятия правового решения в рамках полномочий;
Следует также отметить, что строительные организации стали более требовательно относится к выполнению работ и к соблюдению требований технических регламентов, норм и правил.
- применение обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности:
— установить градостроительным законодательством процедуру действий органа госстройнадзора, если часть объекта или полностью объект капитального строительства построен до подачи застройщиком извещения о начале строительства.
— внести изменение в КоАП РФ в части возможности рассмотрения административных дел по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ органами госстройнадзора.
— внести изменения в градостроительное законодательство о возможности создания при органах госстройнадзора лаборатории проверки качества строительных материалов изделий.
— в целях исключения подмены проектной документации внести изменения в порядок прохождения экспертизы проектной документации в части идентификации проектной документации (подтверждение, что именно эта проектная документация проходила экспертизу).
— внести изменения в градостроительное законодательство в части порядка разработки рабочей документации (в частности наличия свидетельства СРО на разработку рабочей документации).
— внести изменения в Градостроительный кодекс РФ в части распределения ответственности экспертизы, которая выдает заключение о соответствии проектной документации и госстройнадзора, который должен выдавать заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также соответствия выполненных видов работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, в части соответствия требованиям связанными с процессами строительства, монтажа и наладки.
Раздел II
Анализ и оценка эффективности деятельности отдела
за период с января по ноябрь 2017 года
Анализ и оценка эффективности деятельности проводится ежегодно при составлении годового доклада о результатах и основных направлениях деятельности Госстройжилнадзора, а также раз в полугодие при составлении статистического отчета по форме №1-контроль и отчета в Прокуратуру РБ, ежемесячно при составлении отчета о результатах деятельности.
Количество поднадзорных объектов за отчетный период по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 35 объектов и составило 167 объектов. Количество проверок проведенных должностными лицами отдела составило 551, в 2016 году – 558.
Количество выданных предписаний — 245, в 2016 году -249.
Количество выявленных нарушений в ходе осуществления надзорных функций составило 1353, в 2016 году 1515.
Количество назначенных административных наказаний — 53 за 2016 год -39.
Сумма наложенных штрафов составила – 856 тысячи 500 рублей в 2016 году 603 тыс. рублей.
Результатом проводимой разъяснительной работы, а также доступности для всех участников строительства ознакомления с нормативными правовыми документами и требованиями, предъявляемыми к заполнению документов, на официальном сайте Госстройжилнадзора, стала более качественная подготовка исполнительной документации, своевременное извещение Госстройжилнадзора о завершении этапов работ, обязательных к проверке. Специалистами отдела за отчетный период было проведено 266 плановых проверок, запланированных программами проверок по поднадзорным объектам. Программы проведения плановых проверок выполнены на 100%. Доля внеплановых проверок, проводимых должностными лицами отдела составила 56% по сравнению с 2016 годом только 50,4%. Увеличение общего количества внеплановых проверок связано с ростом обращений граждан и юридических лиц в Госстройжилнадзор.
За отчетный период, как и в 2016 году внеплановых проверок по фактам нарушений обязательных требований, которые повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, не проводилось ввиду отсутствия таких фактов.
Материалы проверок в правоохранительные органы отделом не передавались ввиду отсутствия оснований.
Согласований внеплановых проверок, в прокуратуру РБ не направлялось ввиду отсутствия оснований.
Нарушений требований законодательства о порядке проведения проверок не допущено.
Должностными лицами рассмотрено 94 обращений граждан и юридических лиц и государственных органов. По всем обращениям даны ответы в установленные законом сроки.
Как показывает сравнительный анализ результатов работы за предыдущие годы показатели эффективности и результативности осуществления функций по надзору в отделе остаются на уровне предыдущих лет. На это указывают следующие показатели:
отсутствие жалоб и нареканий на действия должностных лиц осуществляющих надзорные функции;
своевременное и качественное выполнение мероприятий, утвержденных планами работы отдела;
предоставление в установленные сроки предусмотренной отчетности, подготовка ответов на запросы, письма, заявления; соблюдение сроков прохождения документов;
своевременное составление по результатам проверок актов и протоколов;
своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей в соответствии с заданными объемами и сроками исполнения;
повышение уровня знаний нормативных документов применительно к своим должностным обязанностям.
Раздел III
Выводы и предложения по результатам государственного надзора
Задачи, которые ставятся на 2018 год перед связаны с профилактикой и уменьшением количества нарушений на объектах капитального строительства на всех этапах строительства, вплоть до ввода объекта в эксплуатацию, а также решение вопросов связанных с повышением энергетической эффективности сдаваемого в республике жилья и повышение качества применяемых строительных материалов. Для этого необходимо своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения. При этом согласно руководящим документам обязательным для исполнения в частности: п.,20,21,22 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора…» утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года №1129 предусмотрено проведение проверок сопряженных с проведением органом государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. В настоящее время в Госстройжилнадзоре не предусмотрена статья бюджетных расходов на привлечение и оплату труда экспертных и лабораторных исследований, испытаний и экспертиз. Для осуществления деятельности Госстройжилнадзора в полном объеме, который предусмотрен федеральным законодательством, необходимо предусмотреть дополнительные статьи расходов на обеспечение деятельности Госстройжилнадзора на привлечение и оплату экспертных и лабораторных исследований, испытаний и экспертиз.
В части совершенствования нормативного правового регулирования регионального государственного строительного надзора есть следующие предложения:
Внести изменения в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в части наделения надзорных органов полномочием о временном приостановлении деятельности при строительстве объекта капитального строительства, при выдаче предписания об устранении выявленных в ходе строительства, реконструкции нарушений затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. А также определить временной период для такого приостановления.
Предложение обусловлено тем, что в настоящее норма права, устанавливающая запрет на продолжение работ до составления актов об устранении выявленных нарушений (предусмотрено ч. 6 ст. 52 ГрК РФ) не работает, поскольку у надзорного органа нет правовых оснований для оперативной проверки соблюдения установленного запрета.
Кроме того, считаем необходимым Министерству экономического развития РФ предусмотреть и разработать инструментарий для статистического отчета по органам государственного контроля и надзора, на которые действия Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» не распространяется, либо действия распространяются лишь частично.
Предложение обусловлено тем, что в настоящее время формы статистической отчетности разработаны таким образом, что проверки осуществляются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с составлением ежегодных планов проверок и т.д. При этом, отражение в таких формах отчетности, в частности, при осуществлении государственного строительного надзора, сведений, будут носить искаженный характер. Поскольку предметом надзора в данном случае является не деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а объект капитального строительства.
20.12.2017г.