ОБЗОР правоприменительной практики надзорной деятельности за специализированными видами работ за 2017 год
Настоящий обзор правоприменительной практики (далее — обзор) надзорной деятельности отдела по надзору за строительством (далее — отдел) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7,
Обзор подготовлен за январь — декабрь 2017 года по результатам надзорной деятельности в сфере осуществления регионального государственного строительного надзора.
Общие положения
Региональный государственный строительный надзор на территории Республики Бурятия организован в соответствии с требованиями ст. 7 и ст. 54 Федерального закона от 28.12.2004 года №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
Положение «О Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора» утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 года № 460, в соответствии, с которым, Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:
— Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
— Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
— Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»;
— Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;
-Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 № 782 «Об утверждении технического регламента безопасности лифтов»;
— Руководящего документа РД-11-02-2006 «Об утверждении и введении в действие требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», утвержденный приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1128 от 26.12.2006;
— Руководящего документа РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1129 от 26.12.2006;
— Руководящего документа РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 7 от 12.01.2007;
— Приказа Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства».
— Постановления Правительства российской Федерации от30 декабря 2011года № 1225 « О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»
Проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление регионального государственного строительного надзора, показал, что законодательные и разработанные подзаконные акты обеспечивают все необходимые требования при проведении регионального государственного строительного надзора. Имеющаяся нормативно-правовая база в области регионального государственного строительного надзора достаточна, объективна и доступна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления взаимодействия участников строительства с органом регионального государственного строительного надзора. Признаки коррупциогенности при проводимых проверках отсутствуют.
Отдел в соответствии с Положением о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 № 460, является структурным подразделением органа исполнительной власти, осуществляющим функции регионального государственного строительного надзора.
В рамках осуществления данных полномочий отдел осуществляет:
предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее — подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации;
В январе — декабре 2017 года отделом проведено 161 плановых проверок, согласно составленным программам проверок. Составлено и выдано 67 предписаний. Всего было проведено 174 внеплановых проверок .
Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения надзорных мероприятий, являются:
63% — отступления от требований проект организации строительства;
46% — несвоевременное предоставление исполнительной документации;
28% — нарушения технологий производства строительно-монтажных работ.
В ходе проведения надзорных мероприятий отделом по фактам выявленных нарушений за отчетный период возбуждено 15 административных дела из них: за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства по статье 9.4 КоАП РФ – 7 протокол; по статьям в области правонарушений против порядка управления (19.4, 19.5, 19.7 КоАП РФ) было возбуждено 8 административных дел. По всем выявленным нарушениям в течение 2017 года на нарушителей градостроительного законодательства было наложено штрафных санкций на сумму 385 000 рублей.
Раздел I
Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных
требований, выявленных в ходе проведения проверок
В январе — декабря 2017 года отделом в ходе осуществления надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.
- Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими функции застройщиков, технических заказчиков, подрядчиков:
- типичные нарушения обязательных требований:
— слабое знание законодательства участниками строительного процесса сказывается на несвоевременной подачи извещений о начале строительства, извещений об окончании сроков работ подлежащих проверке, извещений об устранении выявленных нарушений, уведомлений о приостановке и возобновления строительных работ на объектах капитального строительства.
— не качественное исполнение работ по монтажу общеобменной вентиляции;
-не качественный монтаж и незнании требований к монтажу канализационной системы;
— несвоевременное и неполное представление участниками строительства информации запрашиваемой Госстройжилнадзором, приводит к тому, что приходится направлять повторные запросы, привлекать другие органы государственной власти, что соответственно отнимает время и создает излишний документооборот;
— при организации административного делопроизводства определенную трудность представляет то, что участники строительного процесса прибывают на проверки без документов, определяющих полномочия должностных лиц, без доверенностей и документов, определяющих личность, не установлено законодательно предоставление уставов организаций, также отсутствует механизм отслеживания внесения изменений в уставы организаций, смены руководителей организаций. На сайтах саморегулируемых организаций информация о членах актуализируется несвоевременно.
— проведение проверок качества и складирования применяемых строительных материалов в процессе строительства, показали проблемные вопросы связанные с отдаленностью объектов капитального строительства строящихся на территории РБ от основных организаций по производству строительных материалов и баз обеспечения расположенных как правило в г.Улан-Удэ, так как при доставке нарушаются правила транспортирования строительных материалов.
— при внесении записей о проведенной проверке не редко выясняется, что в большинстве случаях на строительных площадках отсутствуют журналы учета проверок.
— не соблюдаются требования по обеспечению противопожарным водоснабжением объекта перед началом строительства.
— не соблюдается требования и порядок внесения изменений в проектную документацию;
— при разработке рабочей документации допускаются отступления от проектной документации, прошедшей экспертизу.
- Меры, принимаемые отделом, для их устранения:
— выдача предписаний об устранении нарушений законодательства; — направление разъяснительных писем заинтересованным участникам строительства; — применение мер административного воздействия; — направление информационных писем в органы государственной, муниципальной власти и правоохранительные органы для принятия правового решения в рамках полномочий.
Следует также отметить, что строительные организации стали более требовательно относится к выполнению работ и к соблюдению требований технических регламентов, норм и правил.
Раздел II
Анализ и оценка эффективности деятельности отдела
Анализ и оценка эффективности деятельности отдела проводится ежегодно при составлении годового доклада о результатах и основных направлениях деятельности Госстройжилнадзора, а также раз в полугодие при составлении статистического отчета по форме №1-контроль и отчета в Прокуратуру РБ, ежемесячно при составлении отчета о результатах деятельности.
Количество выданных предписаний – 67.
Количество выявленных нарушений в ходе осуществления надзорных функций составило 2134, в 2016 году 2321.
Количество назначенных административных наказаний — 15 за 2016 год -6.
Сумма наложенных штрафов составила – 385 00 рублей, в 2016 году 200 тыс. рублей.
Результатом проводимой разъяснительной работы, а также доступности для всех участников строительства ознакомления с нормативными правовыми документами и требованиями, предъявляемыми к заполнению документов, на официальном сайте Госстройжилнадзора, стала более качественная подготовка исполнительной документации, своевременное извещение Госстройжилнадзора о завершении этапов работ, обязательных к проверке. Специалистами отдела за отчетный период было проведено 161 плановых проверок, запланированных программами проверок по поднадзорным объектам. За отчетный период, как и в 2016 году внеплановых проверок по фактам нарушений обязательных требований, которые повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, отделом не проводилось ввиду отсутствия таких фактов.
Материалы проверок в правоохранительные органы отделом не передавались ввиду отсутствия оснований.
Согласований внеплановых проверок, в прокуратуру РБ не направлялось ввиду отсутствия оснований.
Отделом не допущено нарушений требований законодательства о порядке проведения проверок.
Как показывает сравнительный анализ результатов работы за предыдущие годы показатели эффективности и результативности осуществления функций по надзору в отделе остаются на уровне предыдущих лет. На это указывают следующие показатели: отсутствие жалоб и нареканий на действия должностных лиц осуществляющих надзорные функции; своевременное и качественное выполнение мероприятий, утвержденных планами работы отдела; предоставление в установленные сроки предусмотренной отчетности, подготовка ответов на запросы, письма, заявления; соблюдение сроков прохождения документов; своевременное составление по результатам проверок актов и протоколов; своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей в соответствии с заданными объемами и сроками исполнения; повышение уровня знаний нормативных документов применительно к своим должностным обязанностям;
Раздел III
Выводы и предложения по результатам государственного надзора
Задачи, которые ставятся на 2018 год перед отделом связаны с профилактикой и уменьшением количества нарушений на объектах капитального строительства на всех этапах строительства, вплоть до ввода объекта в эксплуатацию, а также решение вопросов связанных с повышением энергетической эффективности сдаваемого в республике жилья и повышение качества применяемых строительных материалов. Для этого необходимо своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения. При этом согласно руководящим документам обязательным для исполнения в частности: п.,20,21,22 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора…» утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года №1129 предусмотрено проведение проверок сопряженных с проведением органом государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. В части совершенствования нормативного правового регулирования регионального государственного строительного надзора есть следующие предложения:
Внести изменения в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в части наделения надзорных органов полномочием о временном приостановлении деятельности при строительстве объекта капитального строительства, при выдаче предписания об устранении выявленных в ходе строительства, реконструкции нарушений затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. А также определить временной период для такого приостановления.
Предложение обусловлено тем, что в настоящее время формы статистической отчетности разработаны таким образом, где проверки осуществляются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с составлением ежегодных планов проверок и т.д. При этом отражение в таких формах отчетности, в частности, при осуществлении государственного строительного надзора, сведений, будут носить искаженный характер. Поскольку предметом надзора в данном случае является не деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а объект капитального строительства.